Технологии энергосбережения

05.08.2010

Энергоэффективность российской экономики: региональный аспект

21 мая 2009 г. в Ростове-на-Дону в резиденции Полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе прошло совещание «Энергоэффективность Российской экономики: региональный аспект», на котором рассматривались вопросы реализации государственной политики энергосбережения с учётом региональной специфики. Инициатором серии таких совещаний в аппаратах полномочных представителей в федеральных округах в 2009 году выступил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Материалы об этом весьма заметном событии предлагаются вниманию читателей
В работе совещания приняли участие руководящий состав РСПП, руководители Аппарата Полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе, представители Комитета РСПП по энергетической политике, министры, руководители органов исполнительной власти всех 13-ти субъектов ЮФО, курирующих развитие ТЭК, руководители сетевых и генерирующих компаний, депутаты Государственной думы.
О результатах совещания будет проинформирована Администрация Президента РФ и Правительство РФ в рамках подготовки к очередному заседанию Государственного совета при Президенте России с повесткой: «О реализации энергосберегающего потенциала российской экономики».
К обсуждению на совещании были предложены вопросы:
  • основные направления реализации государственной политики в области повышения энергетической эффективности российской экономики в контексте Указа Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 и поручения Правительства РФ от 18 июня 2008 г. № ИШ-П9-З772;
  • опыт и наилучшие примеры практики субъектов Южного федерального округа в части разработки современной нормативно-правовой базы энергосбережения, формирования организационных структур повышения энергоэффективности, государственной поддержки и создания благоприятного инвестиционного климата, информационной и образовательной поддержки мероприятий на региональном и муниципальном уровнях;
  • состояние реализации Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, потребности в её корректировке с учетом ситуации в российской экономике, необходимость использования дополнительных механизмов стимулирования энергетических компаний к технической и организационной модернизации;
  • прикладные успехи в реализации в Южном федеральном округе решений по использованию возобновляемых источников энергии, развитию «малой» генерации, реализованные проекты повышения энергетической и экологической эффективности на примере хозяйствующих субъектов ЮФО.
Совещание выделило следующие концептуальные элементы:
Существующая нормативно-правовая база в области энергоэффективности и энергосбережения на федеральном и региональном уровне преимущественно носит декларативный характер, не способствует устранению таких барьеров, как недостаток информации, недостаточный доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, и не мотивирует предприятия реализовывать существующий потенциал энергосбережения. Единственным значимым стимулом к энергосбережению являются относительно высокие тарифы на энергоресурсы. Россия сможет использовать свой ресурс энергоэффективности и избежать негативных последствий высокой энергоемкости для развития экономики только при целенаправленной и последовательной работе по устранению барьеров и стимулированию реализации экономически оправданных проектов повышения эффективности использования энергии.
Предпринятые в 2008—2009 годах органами государственной власти меры по разработке современной правовой базы, формированию организационных структур повышения энергоэффективности, государственной поддержки и созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения бизнеса могут принести ожидаемые результаты при условии соблюдения балансов интересов участников рынка и системы государственного управления, прежде всего, путем повышения экономической заинтересованности потребителей топлива и энергии в энергосбережении, стимулировании частных инвестиций в этой сфере деятельности.
Политика повышения энергоэффективности в России должна основываться на системном подходе и сочетать комплекс инструментов: «малозатратные меры быстрой отдачи», предполагающие наведение порядка при использовании топлива и энергии, устранение потерь энергоносителей при транспортировке и хранении, соблюдение энергоэкономичньих технологических режимов, «базовые меры», «высокозатратные и высокоэффективные меры»).
В разработанном в 2008 году проекте Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» изначально делался акцент в сторону учета, контроля, расчетов показателей и предоставления отчетов, запрета на ввоз, производство и выпуск в оборот энергоемких устройств, а также взимания платежей и оплаты штрафов, а не стимулирования (экономического и административного) внедрения энергосберегающих технологий и оборудования и использования возобновляемых источников энергии. В процессе последовавшего обсуждения, в том числе с представителями бизнес-сообщества, проект претерпел существенные изменения, прежде всего, в части снижения жесткости мер по повышению энергоэффективности бизнеса, расширения мер, направленных на создание новых рынков в сфере энергосервисных услуг и производства энергоэффективного оборудования. Вместе с тем, в проекте сохранены положения, которые носят неочевидный характер с позиции достигаемого эффекта. Так, определение понятия «регулируемые организации» в контексте его дальнейшего использования в законе допускает слишком широкое толкование с точки зрения последствий для всех организаций, в отношении которых осуществляется регулирование тарифов. В результате, например, на все регулируемые организации распространяются требования по государственному контролю за формированием их производственных и инвестиционных программ. Очевидно, что данные требования не должны распространяться на компании, для которых регулируемая деятельность не является основной.
Необходимо завершить работу над указанным проектом Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и принять законопроект в ходе весенней сессии Государственной думы 2009 года (с момента издания Указа Президента РФ, определившего основные направления государственной политики в данной области, минул практически год). Поскольку Закон во многом носит декларативный характер и содержит массу отсылочных норм, Правительству РФ следует оперативно (в течение нескольких месяцев) принять подзаконные акты, раскрывающие заложенные в Законе принципы и создающие реальные механизмы повышения энергоэффективности.

В. Мещанинцев (ГУ «ВЦЭ»)